«Доступность - это не только сооружение пандусов,
специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.
Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».
Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям-инвалидам.
Учебные кабинеты, библиотека, спортивный зал школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ближайшее время будет осуществляться с помощью стационарного пандуса (ПСД имеется).
Помещения библиотеки и столовой оборудованы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все кабинеты школы имеют доступ к информационным системам, официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
В кабинетах имеются специальные технические средства обучения коллективного пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
СВЕДЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ, ПРИСПОСОБЛЕННОЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Школьная библиотека расположена на втором этаже здания школы. Она занимает изолированное, приспособленное помещение – комнату площадью 53,76 м2. В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников площадью – 14,6 м2. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера, сканера, ксерокса. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Имеются оборудованные компьютерами рабочие места с выходом в Интеренет для пользователей библиотеки. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
ОБЪЕКТЫ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Объект спорта:
- спортивный зал для проведения уроков по адаптивной физической культуре и занятий по лечебной физической культуре;
Спортивный объект обеспечивает проведение занятий учащихся инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проходящих обучение в школе (согласно рекомендаций врача и соответствующей группы здоровья).
Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кабинет СБО, ХБТ, домоводства
Цель занятий социально-бытовой ориентировки воспитанников с ОВЗ – это формирование того необходимого запаса ЗУН, который позволит им уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Основная задача уроков хозяйственно-бытового труда - формирование у детей самостоятельности в посильных для детей видах труда и самообслуживания.
Цель обучения домоводству – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Кабинет профессионально-трудовой подготовки (столярное дело)
Цель обучения - формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Кабинет профессионально-трудовой подготовки (швейное дело)
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ
Кабинет логопеда
Сенсорная комната, кабинет психолога
Кабинеты начальных классов
Кабинет естествознания
Кабинет русского языка и чтения
Актовый зал
СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (п. 7 ст. 79 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Организация питания обучающихся осуществляется в обеденном зале, соответствующем требованиям санитарно-гигиенических норм и правил по следующим направлениям:
— число посадочных мест в обеденном зале соответствует количеству питающихся обучающихся;
— пищеблок арендуется в школьной столовой МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г.Бодайбо", который обеспечен соответствующим технологическим оборудованием.
Обучающиеся питаются по классам, согласно утвержденному графику.
Выполняются все нормы рационального питания, созданные для учебных заведений. Особое внимание уделяется качеству продуктов, поступающих в школу. Это мясо и птица, свежие овощи и фрукты.
Меню столовой составляется исходя из сезона, закупаются те фрукты и овощи, в которых в это время года находится больше всего витаминов и полезных веществ (согласовано с управлением Роспотребнадзора Иркутской области в марте 2019г.)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перечень учебников (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) для использования в образовательной деятельности в 2021-2022 учебном году определен приказом ОО от 15.09.2021 г. № 92.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа г.Бодайбо" создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинских кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует школьный сайт.
Обеспечение подключения и широкополосного доступа социально значимых объектов (СЗО) к сети «Интернет» реализуется в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент - фильтрации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего учебное занятие. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья доступны все электронные ресурсы.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины, педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, созданы группы в мессенджерах WhatsApp, Viber.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
- компьютеры,
- телевизоры,
- МФУ,
- мультимедийные проекторы,
- мультимедийные образовательные цифровые системы.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в школе созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги, также созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления, обучения в школе.
В данном разделе размещены ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный портал «Российское образование».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
КОЛИЧЕСТВО ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ, ИНТЕРНАТЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Общежитие и интернат не предусмотрены.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЕ
Летом 2021г. в ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо» проведен «Капитальный ремонт помещений 1 этажа по подпрограмме «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения».
А также для создания комфортных условий для обучающихся и при финансировании проектов планируется капитальный ремонт:
1. Капитальный ремонт помещений 1 этажа с перепланировкой под столовую здания ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо". Иркутская область, г. Бодайбо, ул. Ремесленная д. 33
2. Ремонт здания школы
СМЕТЫ и проект прилагаются Документы
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфораструктуры
- это документ, описывающий объект на предмет его доступности инвалидам и другим категориям маломобильных граждан. Проще говоря, это документ, в котором указывается исчерпывающая информация о доступности конкретного объекта (территории объекта, входной группы, отдельных помещений) для граждан с различными видами инвалидности.
Согласно государственной программе «Доступная среда» к 2025 году 100% объектов должны быть приспособлены для посещения их лицами с инвалидностью и другими категориями маломобильных граждан. Для объектов, которые уже доступны (частично доступны) для инвалидов и маломобильных граждан оформляется паспорт доступности, информация о таком объекте заносится в карту каждого отдельного населенного пункта.